Налоговых агентов могут освободить от ответственности за ошибочную недоплату налога

Несвоевременное перечисление налога налоговым агентом: неожиданная позиция ВАС РФ

26 июня на сайте ВАС РФ опубликовано Постановление Президиума ВАС РФ от 18 марта 2014 г. № 18290/13 по делу об обжаловании решения инспекции ФНС России о привлечении налогового агента к ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет суммы налога (ст. 123 НК РФ). Интерес данный судебный акт вызывает в первую очередь потому, что ВАС РФ в нем фактически выводит не предусмотренное напрямую законом основание освобождения и налогового агента от такой ответственности.

По мнению суда, если налоговый агент, пускай и несвоевременно, но полностью уплатил налог и пени до подачи первичного или уточненного расчета, то ответственности он не подлежит. Налоговый агент освобождается от ответственности на основании п. 4 ст. 81 НК РФ, причем даже в том случае, если уточненка подавалась из-за ошибок, не повлекших неуплату налога. Так, в рассмотренном случае расчет был верным, а исправлялся только код страны. Суды трех нижестоящих инстанции занимали строго противоположную позицию.

Обществом при выплате дивидендов иностранным компаниям 15 июля 2011 года был исчислен и удержан налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ за 2010 год. Однако сумма налога была перечислена в бюджет не полностью (18 июля 2011 года). Обнаружив ошибку, общество 12 августа 2011 года самостоятельно уплатило недостающую сумму и пени за просрочку платежа.

25 октября 2011 года обществом представлен в инспекцию ФНС России первичный налоговый расчет о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанного налога за III квартал 2011 года. Впоследствии инспекцией проведена камеральная проверка данного расчета, в ходе которой обществом 2 ноября 2011 года представлена "уточненка" в связи с допущенной ошибкой по строке 040 в указании кода страны – получателя дохода.

По итогам проверки 27 марта 2012 года инспекцией принято решение о привлечении общества к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в связи с неполным перечислением в установленный срок суммы налога. Общество обратилось в арбитражный суд с требованием об освобождении его от налоговой ответственности на основании подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ, так как налог, хоть и с задержкой, а также пени были перечислены в бюджет до подачи первичного расчета и "уточненки".

Также общество ставило вопрос о зачете переплаты по налогу на прибыль в счет начисленных ему, как налоговому агенту пеней, но данный вопрос Президиумом ВАС РФ не рассматривался.

Статья 123 НК РФ предусматривает ответственность за неправомерное неудержание или неперечисление (неполное удержание или перечисление) в срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Штраф – в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

Кроме того, предусматриваются основания освобождения от налоговой ответственности (п. 4 ст. 81 НК РФ) при условии уплаты сначала недостающей суммы налога и пеней, а затем предоставления уточненной налоговой декларации. Причем данные действия должны быть совершены до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налогов, или о назначении выездной налоговой проверки.

Первая инстанция, апелляция и кассация

Позиция Президиума ВАС РФ

Как отметил Президиум ВАС РФ, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ призваны стимулировать налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов на самостоятельное выявление допущенных ими искажений в налоговой отчетности. В связи с этим предусматриваются условия освобождения от ответственности, в числе которых уплата недостающей суммы налога и пеней и подача уточненной декларации до момента обнаружения нарушений налоговым органом.

Президиум ВАС РФ подчеркнул, что налог и пени в бюджет были перечислены обществом до подачи основного и уточненного расчета. При этом искажение сведений в расчете не повлекло неуплату налога – представление уточненного расчета было связано с устранением технической ошибки. Однако, несмотря на это, суды трех инстанций пришли к выводу о невозможности применения в рассматриваемой ситуации положений п. 4 ст. 81 НК РФ и освобождении общества от налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.

Действительно, исходя из актов судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, получается, что если налоговый агент ошибся и в расчете, и в перечисленной сумме – он может подать "уточненку" и быть освобожден от ответственности. Однако если ошибка была только в перечисленной сумме, а расчет был подготовлен правильно, то он такой возможности лишается. Выходит, что налоговый агент, допустивший более грубое нарушение, освобождается от ответственности, а совершивший менее грубое – нет.

"На недопустимость подобного толкования неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, отмечая, что конституционному принципу равенства противоречит любая дискриминация, то есть такие различия в правах и свободах, которые в сходных обстоятельствах ставят одну категорию лиц в менее благоприятные (или, наоборот, более благоприятные) условия по сравнению с другими категориями", – отмечается в Постановлении.

По мнению Президиума ВАС РФ вводя ответственность налоговых агентов за нарушение сроков перечисления налога (ст. 123 НК РФ), законодатель не исключил возможность для них, наряду с налогоплательщиками и плательщиками сборов, корректировать налоговую базу и устранять нарушения без санкций со стороны налоговых органов – на основании ст. 81 НК РФ.

Налоговых агентов могут освободить от ответственности за ошибочную недоплату налога

Более того, тот факт, что общество не исказило налоговую отчетность и до представления первичного расчета уплатило налог в полном размере, свидетельствует о его добросовестном поведении как участника налоговых правоотношений. По мнению Президиума ВАС РФ, данное обстоятельство должно влечь освобождение его от налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.

В результате требование общества удовлетворено (в части отмены штрафа, пени остались в силе). При этом Постановление Президиума ВАС РФ также содержит оговорку о возможности пересмотра на его основании аналогичных дел.

Таким образом, Президиум ВАС РФ опроверг доводы судов, о том, что ответственность по ст. 123 НК РФ наступает независимо от последующего перечисления налогов в бюджет, указав на необходимость учитывать, на основании п. 4 ст. 81 НК РФ, в какой именно период они были уплачены – до подачи расчета или после. Кроме того, фактически суд допустил, что уточненная декларация по п. 4 ст. 81 НК РФ в контексте ст. 123 НК РФ может подаваться независимо от того, были в первичном расчете искажения, повлекшие неуплату налога или нет.

Стоит отметить, что ситуация рассмотренная в Постановлении Президиума ВАС РФ, является достаточно необычной. Как правило, практика рассмотрения споров о привлечении к ответственности по ст. 123 НК РФ и применении п. 4 ст. 81 НК РФ связана со случаями, когда к несвоевременной уплате налогов приводят ошибки в расчете и уточненка подается в связи с этим.

Обычно такие ситуации разрешаются в пользу налогового агента (постановление ФАС Уральского округа от 3 июня 2014 г. № Ф09-3494/14 по делу № А60-35714/2013). Исключения составляют случаи, когда он не соблюдает требования об уплате недоимки и пеней до подачи "уточненки", а также о совершении данных действий до выявления нарушений налоговым органом (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 мая 2013 г. по делу № А27-17528/2012; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 июня 2013 г. по делу № А27-17530/2012).

Тем не менее, ситуации, сходные с рассмотренным Президиумом ВАС РФ делом, имели место и решались до настоящего момента не в пользу налогового агента (см. постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2013 г. по делу № А45-25321/2012 и постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2014 г. по делу № А45-25321/2012; постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 декабря 2013 г. по делу № А56-9578/2013).

Источник: http://www.garant.ru/article/551619/

9.4.20. Ответственность за неправильное удержание или неуплату налога на доходы физических лиц

ответственность налоговых агентов (организаций и индивидуальных предпринимателей), обязанных удержать налог при выплате доходов физическим лицам и перечислить его в бюджет; –

ответственность плательщиков налога на доходы физических лиц.


Ответственность налоговых агентов

Применительно к налогу на доходы физических лиц налоговые агенты могут допускать следующие правонарушения: –

невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению налога (ответственность за это нарушение предусмотрена статьей 123 Налогового кодекса РФ); –

непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ответственность за это нарушение предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса РФ).

Если организация (индивидуальный предприниматель) как налоговый агент не удержит НДФЛ с выплат физическим лицам, ей грозит штраф в размере 20 процентов от суммы неудержанного налога (ст. 123 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: налоговая инспекция может оштрафовать организацию (индивидуального предпринимателя) по статье 123 Налогового кодекса РФ только в том случае, когда она имела возможность удержать налог из выплаты в пользу работника, но не сделала этого. Если такой возможности у налогового агента не было (например, при выдаче подарка), оштрафовать за неудержание налога нельзя.

Налоговых агентов могут освободить от ответственности за ошибочную недоплату налога

Напомним, что если налоговый агент не может удержать налог, то он в течение месяца должен письменно сообщить об этом в налоговую инспекцию (п. 5 ст. 226 Налогового кодекса РФ). Для этого можно использовать справку по форме 2-НДФЛ, в которой указывается сумма дохода и сумма налога, переданная на взыскание в налоговый орган.

Если же налоговый агент не проинформирует налоговиков, инспекция вправе оштрафовать его по статье 126 Налогового кодекса РФ за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Штраф – 50 руб. за каждый непредставленный документ. Этот же штраф грозит и в том случае, если справки по форме 2-НДФЛ не сданы в инспекцию по итогам отчетного года.

Обратите внимание, это важно: если налоговый агент мог удержать налог, но не сделал этого, инспекция может только оштрафовать его. Взыскать с него неудержанную сумму и пени она не вправе.

Правда, чиновники убеждены в обратном. По их мнению, в соответствии со статьей 24 Налогового кодекса РФ они имеют право взыскивать недоимку и штрафные санкции во всех случаях неудержания НДФЛ и неперечисления его в бюджет. В качестве аргумента законности своих действий они приводят статью 75 Налогового кодекса РФ. Налоговики полагают, что пени по налогам платят как сами налогоплательщики, так и налоговые агенты, которые рассчитались с бюджетом с опозданием.

Кроме того, чиновники ссылаются на пункт 5 статьи 108 Налогового кодекса РФ, согласно которому уплата штрафа не освобождает организацию от перечисления пеней и самого налога. Последним козырем налоговиков является отсутствие в пункте 2 статьи 45, а также в статьях 46 и 75 Налогового кодекса РФ запрета на взыскание налога и пеней за счет средств налогового агента.

Здесь можно привести следующие контраргументы.

Статья 24 Налогового кодекса РФ гласит, что налоговый агент обязан удержать налоги с налогоплательщика и перечислить их в бюджет. Поскольку организация нарушила закон (не удержала налог), она должна заплатить штраф. Но в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса РФ взыскать с налогового агента неуплаченный налог можно только тогда, когда он фактически удержан. До этого момента должником бюджета является не налоговый агент, а налогоплательщик (п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

Причем Налоговый кодекс запрещает уплату НДФЛ за счет средств налогового агента. Поэтому требование налоговиков заплатить неудержанный налог за счет средств организации или индивидуального предпринимателя незаконно. Это подтверждает и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 27 ноября 2001 г. № А56-19855/01 и от 20 мая 2002 г. № А13-8039/01-08).

Если же говорить о пенях, то ответ на вопрос, когда они начисляются, нужно искать в статьях 75 и 108 Налогового кодекса РФ. Так, согласно статье 108, пени и штраф – совершенно разные платежи, которые начисляются каждый по своим правилам. Тот факт, что налогового агента оштрафовали, еще не повод для взыскания пеней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени начисляются, когда налоговый агент не перечислил в бюджет удержанный налог.

Таким образом, если налоговый агент не удержал с граждан налог на доходы физических лиц, он обязан заплатить только штраф.

Ответственность плательщиков НДФЛ

Если налогоплательщик по закону обязан сдать налоговую декларацию, но не сделал этого или сделал, но с нарушениями, у него могут быть серьезные неприятности. За это установлена как налоговая, так и уголовная ответственность. К налогоплательщику в зависимости от состава и тяжести правонарушения могут быть применены: –

статьи 119 «Непредставление налоговой декларации» и 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» Налогового кодекса РФ; –

Налоговых агентов могут освободить от ответственности за ошибочную недоплату налога

статья 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» Уголовного кодекса РФ. Рассмотрим, как это происходит на практике.

Декларация не сдана в установленный срок

Штраф за это нарушение предусмотрен статьей 119 Налогового кодекса.


Если налогоплательщик задержит сдачу декларации не более чем на 180 дней, налоговая инспекция вправе оштрафовать его за каждый полный или неполный месяц просрочки на 5 процентов от суммы налога, подлежащего доплате по декларации. Штраф не может быть меньше 100 рублей и больше 30 процентов от суммы налога.

І&д&^а ПРИМЕР А.В. Иванов в 2007 году работал по найму у частного лица, не зарегистрированного в качестве предпринимателя. Декларацию Иванов подал в налоговую инспекцию только 25 июня 2008 года, а должен был сделать это до 2 мая 2008 года (перенос срока с 30 апреля, так 30 апреля 2008 года – воскресенье, а 1 мая – праздничный день). Таким, образом, задержка составила 2 месяца: один полный (с 3 мая по 3 июня) и один неполный (с 4 по 25 июня).

По декларации Иванов должен заплатить в бюджет 10 000 руб. Поэтому штраф составит 1000 руб. (10 000 руб. х 5% х 2 мес.).

Если же налогоплательщик задержит сдачу декларации более чем на 180 дней, штраф составит 30 процентов от суммы налога по декларации плюс 10 процентов от суммы налога за каждый полный или неполный месяц просрочки, начиная со 181-го дня.

Если же налогоплательщик вообще не сдал декларацию, но был обязан сделать это по закону, налоговая инспекция, как только обнаружит это нарушение, также предъявит ему штраф по статье 119 Налогового кодекса. А кроме того, если это привело к недоплате налога в бюджет, последуют и другие наказания.

Ошибки в декларации или несдача декларации привели к недоплате налога в бюджет

Наказания за это предусмотрены статьями 122 Налогового кодекса и 198 Уголовного кодекса РФ. Степень наказания зависит от состава и тяжести правонарушения:

ВНИМАНИЕ! Если по факту неуплаты! налога человека привлекают к уголовной ответственности, налоговая ответственность к нему не применяется.

Если же ошибки в декларации не привели к недоплате налога в бюджет, оштрафовать налогоплательщика вообще не смогут, так как никакого наказания за это не предусмотрено.

Источник: http://economy24info.com/buhgalterskiy-uchet-knigi/9420-otvetstvennost-nepravilnoe-uderjanie-ili-22620.html

Погашение задолженности по НДФЛ в более поздние сроки не освобождает налогового агента от ответственности

Елена Цырульник, старший консультант ГК «ВнешЭкономАудит»

Если налоговый агент не перечислил в бюджет в установленный срок сумму удержанного налога на доходы физических лиц, то налоговый орган может привлечь его к ответственности по статье 123 НК РФ. Однако возможна ситуация, когда агент перечислил удержанную сумму налога, но позже установленного срока. Правомерно ли в таком случае привлекать его к ответственности, разъяснил Минфин России. (Письмо Министерства финансов РФ от 12.04.13 № 03-02-07/1/12347)

Налоговых агентов могут освободить от ответственности за ошибочную недоплату налога

Обязанности налоговых агентов

При выплате доходов работникам организация-работодатель признается налоговым агентом.

Основная обязанность налоговых агентов – правильно и своевременно исчислять, удерживать с физических лиц НДФЛ и перечислять налог в бюджет (подп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК РФ), а также предоставлять сведения о суммах выплаченных доходов.

По общему правилу сумма налога, исчисленная и удержанная с сотрудников, подлежит перечислению в бюджет в налоговый орган по месту постановки на учет, то есть по месту регистрации организации (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Хотя нередко налоговые агенты допускают нарушения именно в порядке перечисления сумм удержанного налога в бюджет.

Рассмотрим более подробно особенности привлечения к ответственности налоговых агентов за данное налоговое нарушение.

Неисполнение обязанностей налоговых агентов: Ответственность

В соответствии со статьей 123 НК РФ невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов может выражаться в том, что он:

– не удержал налог (удержал его не полностью);

– не перечислил (не полностью перечислил) суммы налога, подлежащие удержанию и (или) перечислению.

При этом указано, что ответственность наступает в случае, если налог не исчислен и (или) не уплачен налоговым агентом в сроки, установленные Налоговым кодексом.

Ответственность за данное нарушение – 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.


В комментируемом письме рассмотрена ситуация, которая довольно часто встречается на практике: налоговый агент удержал налог на доходы физических лиц в 2010 году и перечислил его в бюджет полностью (либо частично), но уже в 2012 году.

Правомерно ли в этом случае привлекать его к ответственности, несмотря на то что, по сути, задолженность отсутствует (либо сущест­вует, но в меньшей сумме)?

Как отмечает Минфин России, налоговые органы, привлекая организацию к ответственности, действуют законно. Поскольку норма статьи 123 НК РФ предусматривает ответственность именно за то, что налог не удержан или не перечислен в установленные сроки.

Налоговых агентов могут освободить от ответственности за ошибочную недоплату налога

То есть штраф взимается и в том случае, когда сумма налога перечислена несвоевременно.

Обстоятельства, исключающие вину

В комментируемом письме специалисты главного финансового ведомства обращают внимание также на статью 109 НК РФ, в которой перечислены обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершенном правонарушении.

И, как обоснованно отмечает Минфин России, указанная статья не предусматривает такого основания, как последующее перечисление налога.

Таким образом, привлечение к ответственности налогового агента, даже перечислившего налог на доходы физических лиц в более поздние периоды времени, правомерно.

Однако налогоплательщикам надо помнить и еще об одном важном моменте: срок давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение установлен статьей 113 НК РФ, согласно которой налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если со дня совершения этого правонарушения (либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого оно было совершено) и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности прошло три года.

Следует отметить, что до 2 сентября 2010 года формулировка статьи 123 НК РФ была несколько иной и практика по привлечению к ответственности складывалась по другому.

В редакции статьи 123 НК РФ, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ (далее – Закон № 229-ФЗ), говорилось о том, что налоговый агент привлекается к ответственности за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) удержанного налога.

После вступления в силу Закона № 229-ФЗ ответственность существенно ужесточилась.

И теперь налогового агента могут оштрафовать за просрочку перечисления налога. Обращаем внимание, что ответственность за неудержание (неполное удержание) сумм налога применяется только в том случае, если правонарушение совершено уже после вступления в силу указанных поправок (п. 2 ст. 5 НК РФ).

В период действия прежней редакции статьи 123 НК РФ налоговые агенты могли быть освобождены от ответственности за несвоевременную уплату налога. При условии что сумма НДФЛ была перечислена в бюджет:

1) до назначения выездной проверки (постановления ФАС Московского от 05.04.11 № КА-А40/1966-11, Северо-Кавказского от 17.02.11 № А32-15885/2010, Западно-Си­бирского от 10.02.09 № Ф04-643/­2009(48-А45-46) округов);

2) до вынесения решения по результатам выездной проверки налоговым органом (постановления ФАС Северо-Западного от 18.00 № А44-2439/2009, Уральского от 14.00 № Ф09-10817/09-С3 округов).

В настоящее время избежать штрафов налоговому агенту, перечислившему НДФЛ с нарушением срока, уже не получится.

Задержка уплаты налога даже на один день (по сравнению с установленными сроками) позволяет налоговым органам наложить штраф по статье 123 НК РФ. А это 20 процентов от суммы недоплаты (несвоевременно уплаченного налога).

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a57/599719.html

Налоговых агентов могут освободить от ответственности за ошибочную недоплату налога

Ответственность налоговых агентов за неуплату и несвоевременную уплату налогов

Дата публикации: 16 декабря 2013 .

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы установлена ст. 57 Конституции Российской Федерации (от 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

В случаях, предусмотренных законодательством, обязанность налогоплательщика по уплате налогов может быть передана налоговому агенту.

Налоговый агент, в соотв. с п. 1 ст. 24 "Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.1013) (далее – НК РФ), это лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. То есть, налоговый агент, является своего рода посредником между налогоплательщиком и государственными органами, исполняющим обязанность налогоплательщика по уплате налогов.

Рассмотрим подробнее возможные последствия для налоговых агентов за неисполнение обязанности по своевременной уплате налогов.


Налоговым кодексом предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Так, ст. 123 НК РФ устанавливает за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Крупным размером в контексте данной статьи считается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при этом, доля неуплаченных налогов и (или) сборов должна превышать 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей.

За это же правонарушение, но совершённое в особо крупном размере предусмотрены следующие варианты ответственности:

  • штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет;
  • принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Под особо крупным размером здесь следует понимать сумму, составляющую за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Ст. 199 УК РФ предусмотрено освобождение от уголовной ответственности за вышеуказанные деяния в случае, если:

  • виновное лицо впервые совершило данное деяние;
  • этим лицом, либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Налоговых агентов могут освободить от ответственности за ошибочную недоплату налога

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 “О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления” содержит пояснения относительно применения ст. 199.1 УК РФ.

Так, согласно Постановлению, субъектами деяния, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, признаются:

  • физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя;
  • лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий;
  • лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера

Преступление считается совершенным и оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные законодательством, в соответствующий бюджет сумм налогов и сборов в крупном или особо крупном размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

Постановление обращает внимание на важность установленного факта наличия личного интереса. Под личным интересом, согласно Постановлению, следует понимать стремление извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.

Следовательно, если факт совершения рассматриваемого преступления в личных интересах не установлен – состав преступления отсутствует, даже в случае совершения данного преступления в крупном и особо крупном размере.

Ст. 109 НК РФ установлены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за налоговые правонарушения. К таким обстоятельствам кодекс относит следующее:

  • отсутствие события налогового правонарушения;
  • отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
  • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
  • истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Перечисление налоговым агентом сумм налога в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки, удержанного у налогоплательщика, но не перечисленного в установленный НК РФ срок, на наличие вины налогового агента не влияет, согласно Письму ФНС от 26 февраля 2007 г. № 04-1-02/145@.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что налоговые агенты несут ответственность за неперечисление налогов в казну даже в случае, если налог был уплачен, но с нарушением установленного законом срока. Причем, санкция за просрочку платежа и отсутствие платежа законом установлена одна и та же. И даже в случае просрочки платежа на один день, налоговый агент может быть привлечен к ответственности наряду с налоговыми агентами, уклоняющимися от уплаты налогов.

Источник: http://delconsult.ru/blog/otvetstvennost-nalogovykh-agentov

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.