Претензии и иски по договору транспортной экспедиции – тема научной статьи по государству и праву юридическим наукам читайте бесплатно текст научноисследовательской работы в электронной библиотеке киберленинка

Претензии и иски по договору транспортной экспедиции Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Андреева Н. А.

В данной статье автор приходит к выводу, что в настоящее время в области транспортно-экспедиционных отношений существуют как обязательный, так и добровольный претензионный порядок урегулирования споров в зависимости от субъектного состава транспортно-экспедиционного обязательства.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Андреева Н.А.,

Текст научной работы на тему «Претензии и иски по договору транспортной экспедиции»

3.11. ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Андреева Н.А., аспирант Академии народного хозяйства при Правительстве РФ

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В данной статье автор приходит к выводу, что в настоящее время в области транспортноэкспедиционных отношений существуют как обязательный, так и добровольный претензионный порядок урегулирования споров — в зависимости от субъектного состава транспортно-экспедиционного обязательства.

Глава 4 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», в том числе и ст. 12, регулирует вопросы претензий и исков, предъявляемых только экспедитору. Аналогичный подход предусмотрен и в статье 11 Закона №87-ФЗ. Между тем Закон устанавливает обязанности не только экспедитора, но также и клиента, и соответственно ответственность последнего за их неисполнение.

Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации (п. 2 ст.

Срок для предъявления претензий клиенту, порядок его исчисления, а также срок рассмотрения может быть установлен договором, как и сама обязательность их предъявления. Поэтому желательно, чтобы в договоре были четко определены сроки, с которых на-

Претензии и иски по договору транспортной экспедиции – тема научной статьи по государству и праву юридическим наукам читайте бесплатно текст научноисследовательской работы в электронной библиотеке киберленинка

1 Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 г. №122-ФЗ (ред. от 07.07.2003) // СЗ РФ. 2003 г. №2. Ст. 123.

2 Устав автомобильного транспорта РСФСР (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 г. №12 в ред. от 18.02.1991 г., с изм. от 28.04.1995 г.). Ст. 163.

Претензии и иски по договору транспортной экспедиции – тема научной статьи по государству и праву юридическим наукам читайте бесплатно текст научноисследовательской работы в электронной библиотеке киберленинка

Пробелы в российском законодательстве

чинается исчисление срока на предъявление претензии.

В случае нарушения экспедитором иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, претензионный срок начинает отсчитываться со дня, когда лицо, обладающее правом подачи претензии, узнало или должно было узнать о соответствующих нарушениях. Данное правило, сформулированное Законом №87-ФЗ, аналогично общей норме, предусмотренной ГК РФ, согласно которой течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Нарушение экспедитором срока рассмотрения претензии и уведомления заявителя о его результатах, установленных в п. 5 ст. 12 Закона №87-ФЗ, имеет важное юридическое значение. Неполучение уведомления в установленный срок является, наряду с отказом в удовлетворении претензии, основанием для предъявления иска.

До принятия Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» в области транспортно-

В заключение хотелось бы отметить, что в России транспортно-экспедиционная деятельность и законодательство, регулирующее транспортную экспедицию, находятся в процессе развития. Необходимо, чтобы законодательство в области транспортноэкспедиционной деятельности было единой, внутренне непротиворечивой системой, что позволит избежать помех при развитии сферы оказания транспортно-экспедиционных услуг.

Работа представляется актуальной поскольку несмотря на то, что от темпов развития транспортно-экспедиционной деятельности в России, в том числе от степени и качества ее законодательного урегулирования, напрямую зависит степень интеграции нашей страны в мировую экономику, связанные с этим правовые проблемы еще не стали предметом детального теоретического исследования в юридической литературе.

Автор анализирует, из чего исходил законодатель, установив сокращенный срок исковой давности в один год для всех требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, и приходит к выводу, что основная масса требований по договору транспортной экспедиции будет связана именно с выполнением договора перевозки груза, где также установлен сокращенный срок исковой давности.

Данная статья по-новому решает уже подвергавшиеся исследованию проблемы, связанные с необходимостью того, чтобы законодательство в области транспортно-экспедиционной деятельности было внутренне непротиворечивой системой, что позволит избежать помех при развитии сферы оказания транспортно-экспедиционных услуг.

Статья Н.А. Андреевой может быть опубликована в открытой печати, не содержит плагиата. Рекомендуется для публикации в ВАКовском журнале.

Исходник: http://cyberleninka.ru/article/n/pretenzii-i-iski-po-dogovoru-transportnoy-ekspeditsii

Гражданско-правовая ответственность сторон договора транспортной экспедиции. Претензии и иски по договору транспортной экспедиции

В свою очередь клиент отвечает за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности предоставить необходимую информацию и документы, которые предусмотрены ст. 804 ГК.

Глава 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА И КЛИЕНТА

Статья 6. Общие основания ответственности

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

3. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, за исключением ответственности экспедитора, предусмотренной пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

4. Правила ограничения ответственности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 7настоящего Федерального закона, не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

5. В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

Претензии и иски по договору транспортной экспедиции – тема научной статьи по государству и праву юридическим наукам читайте бесплатно текст научноисследовательской работы в электронной библиотеке киберленинка

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

2. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор.

3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.

6. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

Статья 8. Уведомление об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза

1. В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.

2. В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.

Статья 9. Основания и размер ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции

1. Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Статья 10. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором

1. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящем Федеральном законе.

Претензии и иски по договору транспортной экспедиции – тема научной статьи по государству и праву юридическим наукам читайте бесплатно текст научноисследовательской работы в электронной библиотеке киберленинка

В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов.

2. Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Статья 11. Соглашение об изменении размера ответственности экспедитора

1. В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации размером ответственности.

2. Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожно.

Претензии к экспедитору должны быть заявлены в течение 6 месяцев и рассмотрены им в течение 30 дней. Право на предъявление претензии имеют клиент, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик в порядке суброгации. Исковая давность по требованиям из договора экспедиции – один год со дня возникновения права на предъявление

Исходник: http://ifreestore.net/5200/18/

Претензии и иски по перевозкам

Для обоснования требований о взыскании штрафа за просрочку перевозки груза достаточно предъявления транспортной накладной, а за просрочку багажа — квитанции и акта, составленного по требо­ванию пассажира в пункте назначения (на станции, в порту, аэро­порту).

Утрата груза подтверждается накладной и квитанцией с отметкой перевозчика о неприбытии груза.

На автомобильном транспорте обстоятельства, связанные с недо­стачей, порчей, повреждением груза, фиксируются в товарно-транс­портной накладной, а в случае разногласий о причинах и характере этих обстоятельств — в актах установленной формы (термин «ком­мерческий акт» здесь не применяется).

Отказ транспортного предприятия составить коммерческий акт получатель обжалует в установленном порядке и принимает грузы по правилам приемки продукции от поставщика (или иного контр­агента) по количеству и качеству. Составленные таким образом акты приемки без участия перевозчика, а также документы, подтверждаю­щие обжалование отказа перевозчика от составления коммерческого акта, принимаются арбитражным судом (судом) в качестве доказа­тельств несохранности груза.

Документы, подтверждающие несохранность груза и багажа и ее причины: коммерческие акты, акты общей формы и др., состав­ленные перевозчиком в одностороннем порядке, оцениваются судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоя­тельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа (п. 4 ст. 796 ГК РФ).

Срок для предъявления претензий к перевозчику — шесть меся­цев, а при взыскании штрафов — 45 дней. Срок для ответа на пре­тензию — 30 дней. Лишь при неполучении ответа на претензию в этот срок или в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию грузоотправитель или грузополучатель вправе предъявить перевозчику иск.

Срок исковой давности по требованиям, возникающим из пере­возки, — один год.

По требованиям перевозчика к грузоотправителям и получате­лям предъявление претензий не является обязательным. Перевозчик может сразу обращаться в суд. Транспортное законодательство предусматривало для таких требований срок исковой давности в шесть месяцев (ст. 22 Федерального закона «О федеральном желез­нодорожном транспорте», ст. 166 УАТ, ст. 303 КТМ).

Сейчас срок давности одинаков как для требований к перевозчи­ку, так и для требований перевозчика к отправителям и получате­лям — один год. Это прямо следует из п. 3 ст. 797 ГК РФ: «Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами», а также из ст. 142 ТУЖД.

В отличие от требований, вытекающих из перевозки грузов, ГК РФ не содержит норм об обязательности соблюдения претензионного порядка по требованиям, вытекающим из перевозки пассажира и его багажа.

Не содержит условия об обязательном предварительном предъ­явлении претензий для подачи иска в суд и ВК.

§ 8. Договор экспедиции

Большое значение для организации транспортного процесса имеет договор транспортной экспедиции.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспеди­тор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиен­та — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или орга­низовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст.801 ГК РФ).

Предмет договора — услуги, связанные с перевозкой груза. Ими могут быть как юридические, так и фактические действия. К юриди­ческим действиям, осуществляемым экспедитором, относятся: за­ключение договора перевозки груза, принадлежащего клиенту, от своего имени или от имени клиента, оплата за перевозку, получение груза, прибывшего в адрес клиента, участие в составлении коммер­ческого акта и др.

К фактическим действиям относятся, например, доставка груза клиента, полученного экспедитором на складе клиента, до железно­дорожной станции, погрузка и разгрузка товара клиента и др.

Договор экспедиции является взаимным, возмездным, консенсуальным.

Стороны договора — клиент — отправитель или получатель груза (ими могут быть как граждане, так и юридические лица) и экспедитор. Экспедитором является гражданин-предприниматель или организация — юридическое лицо, имеющие лицензию на право осуществления данного вида предпринимательской деятельности.

Обязанности экспедитора могут выполняться и непосредственно перевозчиком (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае договор является смешанным договором (п. 3 ст. 421 ГК РФ) и к нему применяются нормы о перевозке грузов и транспортной экспедиции.

Форма договора транспортной экспедиции — простая письмен­ная (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Претензии и иски по договору транспортной экспедиции – тема научной статьи по государству и праву юридическим наукам читайте бесплатно текст научноисследовательской работы в электронной библиотеке киберленинка

В содержании договора можно выделить основные обязанности (общие для любого договора экспедиции) и дополнительные (опре­деляемые индивидуальными потребностями в услугах конкретного клиента).

К основным обязанностям относятся действия по отправке груза клиента и получении его от перевозчика для клиента.

Экспедитор, как правило, совершает эти действия сам. Но по договору может принять обязательство организовать выполнение экспедиционных услуг. В этих целях он полностью или частично возлагает исполнение принятых перед клиентом обязательств на третье лицо (ст. 805 ГК РФ).

К дополнительным обязанностям относятся те, во исполнение которых совершаются действия, необходимые для отправки и полу­чения груза: погрузка его на автомобиль на складе клиента, доставка до пункта отправления — порта, аэропорта, железнодорожной стан­ции, погрузка в вагон, доставка груза клиента от железнодорожной станции до склада клиента и др. Эти действия непосредственно связаны с перевозкой.

Претензии и иски по договору транспортной экспедиции – тема научной статьи по государству и праву юридическим наукам читайте бесплатно текст научноисследовательской работы в электронной библиотеке киберленинка

Экспедитор может также принять обязанности, которые обычно выполняет поставщик или покупатель при экспортно-импортных операциях: получение требующихся для экспорта или импорта доку­ментов, выполнение таможенных формальностей, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Клиент по договору транспортной экспедиции обязан: передать грузы экспедитору для отправки соответствующим видом транспор­та, возместить экспедитору расходы, получить от экспедитора грузы, уплатить экспедитору вознаграждение.

Ответственность сторон по договору определяется по общим правилам об ответственности (гл. 25 ГК РФ). Ответственность явля­ется полной и наступает независимо от вины (если обе стороны — предприниматели). Отметим, что экспедитор в любом случае (за исключением разовой услуги) оказывает услуги профессионально в качестве профессиональной предпринимательской деятельности.

Поэтому он отвечает в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ независимо от вины.

Если экспедитор докажет, что неисполнение им обязанностей вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответст­венность его перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым отвечает перед экспедитором соответствующий перевоз­чик (ст. 803 ГК РФ).

Если, например, экспедитор не смог отправить грузы клиента железной дорогой из-за того, что не были поданы вагоны, он вправе взыскать с железной дороги исключительную неустойку (если иной размер ответственности не определен соглашением с железной до­рогой). В таком же объеме экспедитор, в свою очередь, отвечает перед клиентом. б;

Глава 23.ЗАЕМ И КРЕДИТ

Исходник: http://megaobuchalka.ru/5/16210.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.