Субъекты административной ответственности

Субъекты административной ответственности

Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка, т.е. совершившие административное правонарушение физические лица и привлекаемые за это к административной ответственности.

Личность правонарушителя индивидуальна, и все ее компоненты так или иначе накладывают свой отпечаток на правонарушение, но лишь некоторая незначительная их часть учитывается при правовой оценке содеянного.

Оцениваются лишь юридически значимые признаки личности правонарушителя, которые принято разделять на две группы:

во-первых, входящие в состав административного проступка конструктивные признаки, включенные законодателем в состав административного проступка и подлежащие обязательной оценке органом или должностным лицом административной юрисдикции при квалификации совершенного деяния;

во-вторых, особые свойства субъекта административной ответственности, подлежащие обязательному учету при определении формы, вида и размера наказания.

Поэтому среди физических лиц в науке административного права принято выделять общих, особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности .

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные ч. 2 ст. 8.16, ст. 8.17-8.20, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Вопрос же об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с ее федеральными законами и международными договорами и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, решается в соответствии с нормами международного права (ст. 2.6 КоАП РФ).

При совершении же ими серьезных, прямо перечисленных в КоАП РФ относительно немногочисленных административных правонарушений (мелкое хулиганство, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах, злостное неповиновение законному распоряжению работника полиции и некоторые другие), они подлежат административной ответственности и на общих основаниях, но опять же с определенными изъятиями:

во-первых, и по этим составам административных правонарушений дела могут (а по всем остальным — должны) передаваться на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые могут применять меры воздействия, предусмотренные Положением об этих комиссиях;

во-вторых, к ним не применяется административный арест в качестве меры административного наказания.

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, также относятся к категории особых субъектов административной ответственности . В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ они, как правило, не подлежат административной ответственности, а за совершенные ими административные правонарушения привлекаются к дисциплинарной ответственности как за позорящие проступки в соответствии с дисциплинарными уставами.

Административной ответственности на общих основаниях они подлежат лишь за некоторые прямо указанные в законе административные правонарушения, связанные исключительно с реализацией их гражданской правосубъектности (нарушение правил охоты, рыбной ловли, водительских правил движения по улицам и дорогам, таможенных и некоторых других правил, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 2.5 КоАП РФ).

Но и за эти административные правонарушения к военнослужащим и приравненным к ним лицам не может применяться в качестве меры административного наказания административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также и административный штраф.

Должностные лица также выступают в качестве особенных субъектов административной ответственности.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Особенностями административной ответственности должностных лиц как особых ее субъектов является то, что:

во-первых, фактическим основанием административной ответственности должностных лиц является административно-дисциплинарное правонарушение, отличающееся от обычного административного проступка определенной спецификой;

во-вторых, в целом и даже в пределах одного и того же административного проступка законодательство устанавливает для должностных лиц более строгие административные взыскания, чем для граждан;

Субъекты административной ответственности

в-третьих, к должностным лицам могут применяться специфические административные наказания, в частности, дисквалификация.

Кроме перечисленных разновидностей физических лиц как особенных субъектов административной ответственности, имеются и специальные субъекты административной ответственности — продавцы, водители, капитаны морских и речных судов и другие, которые по своему статусу, с одной стороны, не являются должностными лицами, а с другой — не относятся законодательством и к обычным гражданам.

К ним могут применяться специальные административные наказания (санкции), не применяемые к другим гражданам и должностным лицам, например, лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранцев и апотридов (ст. 3.10 КоАП РФ).

Организации как субъекты административной ответственности тоже нужно рассматривать в ряду особых субъектов. Выступая субъектами административной ответственности (но не субъектами административного проступка), организации в установленном законом порядке и случаях отвечают за противоправную деятельность своих членов и здесь понятие субъекта ответственности расходится с понятием субъекта административного правонарушения.

Административная ответственность юридических лиц предусмотрена ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходник: http://newinspire.ru/l/3/33/765-sub-ekty-administrativnoj-otvetstvennosti.html

Субъекты административной ответственности (стр. 1 из 2)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ГОУВПО "АмГУ")

Кафедра Конституционного права

на тему: Субъекты административной ответственности

по дисциплине Административное право

2. Субъекты административной ответственности

Часть 1 ст.2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административное правонарушение имеет свой состав, который соответственно включает:

1. Понятие и основные черты административной ответственности

Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.

В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

· основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной — преступление; дисциплинарной — дисциплинарный проступок; материальной — причинение материального вреда (ущерба);

· субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. Уголовной — физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

Физические лица субъектами административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет ее особенности;

· за административные правонарушения предусмотрены административные наказания. За преступления — уголовные наказания, за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

· административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: судов; исполнительной власти и др. Уголовные наказания — только судом; дисциплинарные взыскания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности — судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях — в административном порядке;

· административные наказания применяются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности, например, к военнослужащим;

· применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока;

· меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности — как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием, является административное правонарушение, а мерами — административные наказания.

Административное правонарушение имеет свой состав, который соответственно включает:

Данные элементы являются обязательными для полного и законченного состава правонарушения, что немаловажно при рассмотрении компетентными органами дел, вытекающих из административных правонарушений.

субъект административная ответственность правонарушение

2. Субъекты административной ответственности

Субъекты административной ответственности можно изобразить графически (рис.1).

Рисунок 1 — Схема субъектов административной ответственности

Общий субъект административной ответственности — физическое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста (или юридическое лицо), совершившее административное правонарушение, за которое оно несет административную ответственность.

Особый субъект административной ответственности — только физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, но в силу особенностей своего специального административно-правового статуса подпадающее под действие исключений из общих положений производства по делам об административных правонарушениях.

С.В. Матвеев определил понятие особого субъекта как "субъекта административной ответственности, который обладает признаками, закрепленными общими нормами об ответственности, не включенными в состав проступка, но влияющими на размер и вид взыскания, порядок его применения".

Ответственность особых субъектов. Статья 2.5 Кодекса устанавливает ответственность за административные правонарушения, совершенные военнослужащими и иными лицами, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

Исходник: http://mirznanii.com/a/37144/subekty-administrativnoy-otvetstvennosti

Субъекты административной ответственности;

В соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во вре­мя совершения противоправных действий (бездействия) нахо­дилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать их фактический характер и противоправность либо руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния.

По общим правилам законодательства об административной ответственности субъектами административной ответственности являются все лица, которые могут быть к ней привлечены за совершение административных правонарушений. К ним относятся как физические, так и юридические лица.

Все субъекты административной ответственности могут быть разделены на три группы: общие, специальные и особые. При этом в различных ситуациях один и тот же субъект может быть и специальным, и особым (это относится, например, к должностным лицам).

Общим субъектом административной ответственности является совершеннолетний гражданин РФ. Ответственность таких субъектов наступает по общим правилам, без каких-либо особенностей.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ). Однако общим субъектом административной ответственности будет являться гражданин РФ, достигший возраста не 16, а 18 лет, так как лица в возрасте от 16 до 18 лет считаются несовершеннолетними и относятся к особым субъектам административной ответственности.

— к ним не может применяться административное наказание в виде административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ);

— сами несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим ответственность при наложении наказания (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ);

— несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ);

— при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица (ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ);

— о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, должен быть извещен прокурор (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ);

— об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ).

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное[100].

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод о том, что распорядительными полномочиями являются полномочия по управлению людьми или организациями, а под административно-хозяйственными полномочиями понимается управление вещами.

К должностным лицам могут относиться не только государственные и муниципальные служащие органов публичной власти, но и работники других организаций, а также индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Наделение должностных лиц особым кругом полномочий предопределяет особенности их ответственности. По общему правилу должностные лица несут повышенную административную ответственность по сравнению с гражданами.

Должностные лица, выполняющие функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные полномочия в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, являются субъектами административной ответственности различных групп правонарушений, составы которых содержит Особенная часть КоАП РФ.

В то же время ответственность индивидуальных предпринимателей как должностных лиц наступает лишь в тех случаях, когда в статьях Особенной части КоАП РФ не предусмотрен иной порядок ответственности. Президиум Верховного Суда РФ в своем Обзоре законодательства и судебной практики указал по этому поводу следующее:

"Как следует из примечания к ст. 2.4 КоАП, РФ по общему правилу индивидуальные предприниматели за совершенные ими правонарушения несут административную ответственность в пределах санкции, предусматривающей административную ответственность должностных лиц, если законом не установлено иное.

Если же совершенное административное правонарушение не связано с осуществлением лицом, имеющим статус индивидуального предпринимателя, предпринимательской деятельности, то наказание ему должно назначаться исходя из санкции, предусматривающей административную ответственность граждан".[103]

Особенности административной ответственности военнослужащих и некоторых других в данном случае приравненных к ним лиц предопределены тем, что на них распространяется действие дисциплинарных уставов, и за многие административные правонарушения они несут не административную, а дисциплинарную ответственность.

Субъекты административной ответственности

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву)[104].

Другими особенностями административной ответственности военнослужащих и приравненных к ним лиц является то, что:

— к ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста;

— к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы не может применяться административное наказание в виде административного штрафа.

При этом административное наказание назначается в виде административного штрафа, размер которого в соответствии с ч. 3.1 ст. 4.1 «должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса».

Законодатель обосновал необходимость внесения таких поправок крайне плохой ситуацией, складывающейся на автомобильных дорогах России, огромным количеством аварий по вине водителей, в том числе со смертельным исходом.

Субъектами административной ответственности являются юридические лица. В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Во всех указанных случаях административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

При этом следует учитывать норму ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ — назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности виновное физическое лицо, и наоборот. Таким образом, должностные лица юридического лица, по вине которых соответствующим юридическим лицом не соблюдались правила и нормы, привлекаются к административной ответственности независимо от того, назначено ли наказание данному юридическому лицу или нет.

Исходник: http://studopedia.su/14_135157_sub-ekti-administrativnoy-otvetstvennosti.html

Кто является субъектами административной ответственности?

Субъекты административной ответственности — к числу таковых относятся лица, которых можно привлечь к ней в соответствии с действующим законодательством в случаях нарушения ими норм права. Подробности — в настоящей статье.

Кого можно назвать субъектом административной ответственности?

Общее понятие о субъектах такого вида ответственности мы уже озвучили выше, и добавить к этому практически нечего. Иными словами, к субъектам административной ответственности можно смело отнести всех вменяемых физических, должностных и юридических лиц.

Однако следует учитывать то, что разным субъектам административной ответственности могут применяться различные санкции. Так, например:

  • если речь идет о физ. лицах, то к таковым возможно применение наказания в виде штрафа или ареста;
  • к лицам должностным помимо штрафных санкций применяется лишение права занимать те или иные должности;
  • юридические лица наказываются наложением штрафов или приостановлением их деятельности на определенный срок.

Что понимается под административной ответственностью должностных лиц?

К субъекту административной ответственности, заслуживающему отдельного внимания, следует отнести лиц должностных. Многие считают, что такой вид ответственности может применяться исключительно к тем, чья трудовая деятельность связана с органами власти, то есть к этой категории граждан относятся лишь те из них, которые способны оказывать влияние на неограниченный круг третьих лиц согласно обязанностям, возложенными на них должностными инструкциями.

Однако ст. 2.4 КоАП РФ гласит, что для квалификации лиц в качестве должностных достаточно того, что они на постоянной/временной основе либо по специальному поручению исполняют возложенные на них полномочия. Таким образом, ст. 2.4 КоАП РФ к должностным лицам как субъектам административной ответственности относит:

    Субъекты административной ответственности
  • руководящих и иных сотрудников любых организаций, трудовая деятельность которых позволяет осуществлять определенные функции, в т. ч. административные или распорядительно-организационные;
  • членов коллегиальных органов организаций, в т. ч. комиссий, советов, единоличных органов управления организаций (директоров, начальников и т. п.);
  • учредителей организаций (в рамках возложенных на них законом и учредительными документами полномочий).

Особое внимание законодатель проявляет к субъектам административной ответственности, к которым относятся должностные лица, чьи трудовые обязанности связаны с организацией/проведением закупок для нужд государства и муниципалитетов.

Отдельно отметим и то обстоятельство, что к административной ответственности, предусмотренной законодательно для должностных лиц, могут быть привлечены также те, кто осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, то есть ИП.

С какого возраста наступает административная ответственность и существует ли административная ответственность несовершеннолетних в РФ?

По общему правилу к любому виду ответственности могут привлекаться полностью вменяемые лица, то есть все граждане, которые не являются таковыми на основании решения суда, субъектами административной ответственности не являются. При этом, как и в уголовном праве, к несовершеннолетним не исключено применение санкций административного характера.

Об административной ответственности военнослужащих

Согласно КоАП, к таким субъектам относятся и те, кто занимается административной, хозяйственной или распорядительно-организационной работой в ВС РФ — как в войсках, так и воинских формированиях. И на таких субъектах административной ответственности остановимся более подробно.

Что касается военнослужащих, то это особые субъекты административной ответственности. Все заключается в особых должностных функциях, выполняемых этой категорий лиц и в их статусе.

Указанные в кодексе нормы касаются и нарушения требований пожарной безопасности, в том числе вне места прохождения службы или проведения военных сборов.

Положения о дисциплинарной ответственности в отношении военнослужащих, в соответствии с действующим законодательством, оговариваются и уставами воинских частей или иных формирований. Предусмотрены следующие виды такой ответственности:

    Субъекты административной ответственности
  • выговор, в т. ч. строгий;
  • вынесение предупреждения о неполном служебном соответствии;
  • лишение очередного увольнения или нагрудного знака.

Помимо этого, в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, к военнослужащему может быть применена мера ответственности в виде понижения в должности или снижения звания на одну ступень (также эти меры могут быть применены совместно — и снижение звания, и понижение в должности).

К военнослужащим, несмотря на то, что эти субъекты административной ответственности наделены особым статусом, также могут применяться такие виды дисциплинарной ответственности, как увольнение до момента окончания контракта либо отчисление из военного учебного заведения или с проводимых военных сборов. Самым суровым наказанием следует считать дисциплинарный арест: он заключается в содержании военнослужащего в специальном изоляторе при воинской части или гарнизоне, который называется гауптвахта.

Следует также отметить, что все вышеперечисленное применяется к субъекту административной ответственности не только в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, но также и в зависимости от его должности, звания или статуса при прохождении военной службы, обучения в образовательном учреждении военной направленности или прохождения военных сборов.

Юридические лица как субъекты административной ответственности

Юридическое лицо как субъект административной ответственности находится в несколько привилегированном положении по сравнению с гражданами или должностными лицами. В частности, из всего перечня наказаний, предусмотренных КоАП РФ, к предприятиям и организациям могут применяться лишь 4 вида:

  • предупреждение,
  • штраф,
  • приостановление деятельности,
  • Субъекты административной ответственности
  • изъятие орудия правонарушения.
  • Субъекты административной ответственности

Однако размеры штрафов для юрлиц гораздо выше предусмотренных для граждан. Например, если гражданин заплатит за порчу земель (ст. 8.6 КоАП РФ) от 1 000 до 3 000 рублей, то юридическое лицо — от 30 000 до 50 000 рублей.

Исходник: http://nsovetnik.ru/administrativnye_pravonarusheniya_i_otvetstvennost/kto_yavlyaetsya_subektami_administrativnoj_otvetstvennosti/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.