Замена административного штрафа на предупреждение для предпринимателей не относящихся к малому и среднему бизнесу

Содержание

Замена административного штрафа на предупреждение для предпринимателей, не относящихся к малому и среднему бизнесу

Замена административного штрафа на предупреждение для предпринимателей не относящихся к малому и среднему бизнесу

Даже если компания не относится к субъектам малого или среднего предпринимательства, она должна иметь право просить заменить штраф предупреждением – с такой инициативой выступило Министерство экономического развития РФ, которое предложило внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). 1 Законопроект находится на стадии оценки регулирующего воздействия.

Согласно предлагаемым Минэкономразвития изменениям необходимо распространить действие статей 1.4, 3.4 и 4.1.1 КоАП, допускающих замену административного штрафа на предупреждение, не только на субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), но вообще на всех юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В отношении ряда правонарушений, как и в настоящий момент, данные правила применяться не будут. Это такие правонарушения, как недобросовестная конкуренция, невыполнение в срок законного предписания надзорного органа, незаконное вознаграждение от имени юридического лица и т.д.

В настоящее время существует многочисленная судебная практика, показывающая активность СМСП, которые успешно оспаривают решения государственных органов о назначении административных штрафов и в судебном порядке добиваются замены штрафов на предупреждения.

1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ЗАМЕНЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Замена административного штрафа предупреждением возможна при соблюдении следующих условий:

  • административное правонарушение совершено впервые;
  • отсутствует причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства;
  • в результате совершения правонарушения отсутствует угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • отсутствует имущественный ущерб.

2. ВПЕРВЫЕ СОВЕРШЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Одной из основных проблем является определение того, что из себя представляют «впервые совершенные правонарушения».

Совершение правонарушения по смыслу ст. 2.1 КоАП состоит в противоправном, виновном действии (бездействии) физического или юридического лица, за которое КоАП или законы субъектов РФ об административных правонарушениях предусматривают административную ответственность.

Для замены штрафа на предупреждение, правонарушение не должно носить повторный характер

В настоящий момент для замены штрафа за совершение правонарушения на предупреждение данное правонарушение не должно носить повторный характер, а именно:

  • в момент нарушения КоАП лицо не должно считаться подвергнутым наказанию за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена той же статьей Особенной части КоАП, что и за оспариваемое правонарушение, либо
  • истек 1 год со дня исполнения постановления об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена той же статьей Особенной части КоАП.

3. РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЙ О ЗАМЕНЕ ШТРАФА НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Можно ожидать, что положения изменяемых статей, в частности статьи 4.1.1 КоАП, будут действовать ретроспективно.

Во-первых, сам КоАП устанавливает в п. 2 ст. 1.7, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется в том числе на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Можно ожидать, что положения изменяемых статей, в частности статьи 4.1.1 КоАП будут действовать ретроспективно.

Во-вторых, данную позицию подтверждает наличие практики в отношении СМСП, в частности со стороны ВС РФ (Постановление ВС РФ от 28.11.2016 № 305-АД16-16035 по делу № А40-70146/2016), в которой было подтверждена возможность применить на основании ст. 1.7 КоАП положения ст. 4.1.1 в отношении правонарушения, совершенного СМСП еще до введения в КоАП нормы о замене штрафа на предупреждения.

Таким образом, ВС РФ установил, что, хотя правонарушение было совершено в 2015 году, а постановление о совершении административного правонарушения с наложением штрафа было вынесено в марте 2016 года, то есть до включения статьи 4.1.1 в КоАП, штраф может быть заменен предупреждением.

4. НАЛИЧИЕ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 4.1.1 СУДАМИ И АДМИНИСТРАТИВНЫМИ ОРГАНАМИ

Согласно Постановлению Суда по интеллектуальным правам от 23.05.2017 № С01-176/2017 по делу № А32-28256/2016 вопрос о наличии оснований для замены административного штрафа на предупреждение должен быть рассмотрен судом или административным органом даже в том случае, если СМСП не заявлял об этом ходатайства.

Вопрос о возможности замены штрафа на предупреждение должен быть рассмотрен судом или административным органом

В то же время, согласно Определению ВС РФ от 16.02.2017 № 305-АД16-20397, непредставление обществом доказательств возможности применения положений ст. 4.1.1 КоАП может послужить основанием отказа суда в замене штрафа на предупреждение. Таким образом бремя доказывания допустимости применения данной статьи фактически лежит на самом обществе.

Если инициатива Минэкономразвития будет поддержана и законопроект станет законом, предприниматели смогут во многих случаях рассчитывать на замену штрафа предупреждением, причем это коснется и тех случаев, по которым постановления уже вынесены, но еще не исполнены на дату вступления закона в силу.

Все информационные материалы «Мозго и партнеры» доступны на нашем сайте , странице в Facebook и Google+

Настоящий материал не является юридической консультацией, подготовлен исключительно в ознакомительных и информационных целях. «Мозго и партнеры» не несет ответственности за возможные последствия использования содержащихся в настоящем материале сведений без обращения к профессиональным консультантам.

© Mosgo & Partners. Москва, 2018

1 Для краткости далее речь пойдет только о компаниях, однако законопроект касается также и ИП и иных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Исходник: http://mosgolaw.com/news/replacement-of-the-administrative-fine-with-the-warning-for-the-legal-entities/

Как применяется новая норма о замене штрафа предупреждением

В чем состоит правило о замене штрафа предупреждением

Оно гласит, что наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение, если:

Примечание редакции:

Замена административного штрафа на предупреждение для предпринимателей не относящихся к малому и среднему бизнесу

данное правило введено в КоАП по поручению Президента РФ для того, чтобы предотвратить применение к малому и среднему бизнесу чрезмерных штрафов и сделать акцент на профилактике административных правонарушений.

Как определить, что нарушение совершено впервые

Одно из них – совершение правонарушения впервые.

Чтобы понять, совершено ли нарушение впервые, нужно:

1) выяснить, какое нарушение является повторным. О нем сказано в п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ: повторным признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ;

2) теперь следует выяснить:

Если да, то истек ли год после исполнения постановления.

Следует учитывать, что если по результатам проверки выявлено несколько однородных правонарушений, но имеются критерии, указанные в ст. 4.1.1 КоАП РФ, то лицо привлекается к ответственности в виде предупреждения за каждое из этих правонарушений.

Подавать ходатайство о применении предупреждения не нужно

Вместе с тем, компания (ИП) может взять на себя документальное подтверждение того, что правонарушение совершено впервые. Ведь согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется административное дело, вправе, в частности, знакомиться со всеми его материалами, давать объяснения, представлять доказательства.

Суды при определении первичности совершения административного правонарушения указывают, что одним из оснований для замены штрафа на предупреждение является непривлечение ранее субъекта малого или среднего бизнеса к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.

ПИСЬМО ФНС РФ от 22.12.2016 № СА-4-7/24729

Замена штрафа предупреждением не распространяется на нарушения при госрегистрации

Служба объясняет это следующим образом.

Часть 1 ст. 4.1.1 гласит, что если компания или ИП, относящиеся к категории малого или среднего бизнеса, впервые совершат правонарушение, выявленное в ходе осуществления госконтроля (надзора), ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ, то вместо штрафа им должно быть выдано лишь предупреждение.

Частями 3-5 ст. 14.25 предусмотрена ответственность за несвоевременное представление сведений о компании или ИП и представление недостоверных сведений при госрегистрации.

Вместе с тем отношения в связи с госрегистрацией юрлиц при их создании, реорганизации, ликвидации и при внесении изменений в устав, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ и ЕГРИП, регулируются Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Данный закон, как и какие-либо иные нормативные правовые акты не предусматривают осуществление Федеральной налоговой службой госконтроля (надзора) в сфере госрегистрации юрлиц и ИП.

Замена административного штрафа на предупреждение для предпринимателей не относящихся к малому и среднему бизнесу

Примечание редакции:

эта оригинальная интерпретация закона, к сожалению, не выдерживает критики.

Правонарушения, к которым не применима ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, перечислены в ч. 2 этой же статьи. Частей 3-5 ст. 14.25 кодекса среди них нет. Поэтому на данные части правило о замене штрафа предупреждением распространяется.

Что касается отсутствия у ФНС контрольных полномочий в сфере госрегистрации, то:

При выявлении налоговым органом по месту учета юрлица достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в виде представления документов, содержащих заведомо ложные сведения об адресе (месте нахождения) юрлица, документы в течение 5 рабочих дней направляются в регистрирующий орган для составления протокола по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, а при отсутствии доказательств заведомой ложности представляемых сведений – по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.

В случае, когда функции регистрирующего органа и налогового органа осуществляются одним налоговым органом, мероприятия, указанные в настоящем письме, осуществляются данным налоговым органом.

Возникает вопрос: на основании каких норм законодательства написано это письмо, если, как утверждает ФНС, ни Закон 129-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты не предусматривают осуществление Федеральной налоговой службой госконтроля (надзора) в сфере госрегистрации юрлиц и ИП?

Заменить штраф предупреждением могут только суды первой и апелляционной инстанций

Общество, полагая, что штраф назначен без учета фактических обстоятельств, обратилось в суд.

Она просила снизить штраф до 10 000 с учетом следующего:

Замена административного штрафа на предупреждение для предпринимателей не относящихся к малому и среднему бизнесу

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 11.01.2017 № Ф05-19676/2016

Примечание редакции:

Замена административного штрафа на предупреждение для предпринимателей не относящихся к малому и среднему бизнесу

изложенную позицию подтвердил Верховный Суд РФ: «в общем случае вопрос о снижении санкций связан с оценкой доказательств по делу, что входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций» (Постановлении от 10.11.2016 № 302-АД16-14642).

В каких случаях штраф не меняется на предупреждение

Замена административного штрафа на предупреждение для предпринимателей не относящихся к малому и среднему бизнесу

Что и говорить, статистика удручающая.

В таблице приведены все эти дела с указанием сути нарушений, статей КоАП, сумм штрафов и главное –аргументации судов, почему они отказались заменить штраф предупреждением. После таблицы – выводы.

Замена административного штрафа на предупреждение для предпринимателей не относящихся к малому и среднему бизнесу

ТАБЛИЦА: «Чертова дюжина дел ВС РФ о замене штрафа предупреждением»

Исходник: http://www.klerk.ru/buh/articles/457449/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.